Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УНИВЕРСИТЕТА

Рыночная экономика не предполагает непосредственных расходов государства на обеспечение прикладных исследований. Главным стимулом для научно-технического прогресса в прикладной науке является конкуренция. Только те фирмы, которые первыми получат и внедрят новинки, будут иметь сверхприбыль, которая с лихвой окупит все расходы на прикладные исследования. Большинство прикладных исследований за рубежом ведутся в университетах по договорам со средними и мелкими фирмами.

Наука приобретает дополнительный источник финансирования, средства на приборы и реактивы. Бизнес получает результаты исследований пропорционально вложенным средствам и таланту задействованных ученых. Регион, где активно развивается инновационная деятельность, лидирует в промышленном развитии. Послевоенное развитие Японии, Силиконовой долины в США являются достаточно яркими примерами.

Наличие групп ученых с соответствующим оборудованием, обладающих определенным заделом в своей области, вместе с комплексом средних и малых предприятий, внедряющих разработки ученых, принято называть "инновационным потенциалом региона". Ядром инновационного потенциала обычно является университет с комплексом технопарков, центров коллективного пользования, с уникальным и дорогостоящим оборудованием, научной библиотекой и коллективом ученых, которые работают над проектами совместно со студентами.

Участие государства в формировании инновационного потенциала значительно. Основными вкладами государства являются финансирование университетов, поддержание инфраструктуры и формирование политики развития региона путем проведения конкурсов грантов на предпочтительные разработки в регионе.

Особенно важно формирование инновационного потенциала в свете предстоящего вступления России в ВТО. Тогда нам придется конкурировать на мировом рынке и снижать таможенные пошлины на многие товары. Предприятия, не имеющие конкурентных преимуществ, вынуждены будут либо закрыться, либо искать новую нишу на рынке.

На современном этапе в России инновационный потенциал находится в стадии становления. Хотя научный компонент его еще достаточно высок, но отсутствуют связи между предпринимателями и университетами. Необходимо проводить большую организационную работу по созданию инновационных центров, главной задачей которых является, с одной стороны, выявление потребностей имеющихся в регионе предприятий, их возможностей производить новые изделия.

В настоящее время широко распространен термин "коммерциализация науки". Под ним понимают внедрение результатов научных исследований, которые выполнены учеными. Но в условиях рыночной экономики такая стратегия обречена на неудачу, поскольку попытка продать научный продукт бизнесмену, который его не заказывал, не может быть успешной. В крайнем случае, можно за бесценок продать результат труда целого коллектива.

Основными органами в организации и планировании прикладных исследований в условиях рынка являются инновационные центры университетов. Они выполняют функцию, аналогичную отделам маркетинга промышленных предприятий. В маркетинге основным является принцип: "Не продавать то, что сделано, а делать то, что требуется покупателю".

Инновационный центр должен хорошо знать потенциал университета. Каждый ученый университета, кроме преподавания, умеет делать много полезного для практики. Лучше всего, если он будет делать это со студентами. При этом и студенты будут получать практические знания, и будет создаваться полезный продукт, за который платятся реальные деньги. Первоочередные задачи администрации и Инновационного центра университета - провести ревизию знаний и навыков, разместить эту информацию в Интернете.

По решению Ученого совета МарГУ на каждом факультете назначены ответственные за инновационную деятельность. На БХФ это профессор В.П.Ившин, ФМФ - доцент А.В.Леухин, АТИ - зам. директора А.В.Михеев, ЭЭФ - А.С.Грачев. Задачей ответственных является сбор информации о конкретных возможностях каждого ученого в прикладных областях. Программист Инновационного центра разместит эти данные, которые желательно представить в наиболее ярком виде, в сети Интернет. Задачей Инновационного центра является повышение дохода научных работников университета. Но этого нельзя сделать без рекламной деятельности. В мае необходимо заслушать отчеты ответственных за инновационную деятельность на факультетах на научно-техническом совете.

Вторым не менее важным направлением работы Инновационного центра является поиск реальных задач, в которых мог бы раскрыться инновационный потенциал университета. Это сбор потребностей предприятий и предпринимателей города и республики, проведение встреч с учеными, публикации в средствах массовой информации. Здесь уместно сравнение инновационной деятельности с мостом, который, с одной стороны, опирается на потенциал университета, с другой - на потребности предприятий.

Инновационная деятельность - это не только возможность повысить свои собственные доходы и доходы студентов, совместно с которыми необходимо не только решать производственные проблемы, но и учиться современному подходу к решению реальных проблем. Это также и вклад в развитие промышленного потенциала города и республики.

Е.И.Царегородцев,
Инновационного центра