На экономическом факультете 16-17 марта 2006 года состоялась межвузовская научная студенческая конференция "Приоритетные направления развития России: молодые ученые в инновационном процессе", посвященная 25-летию экономического факультета. В рамках конференции впервые силами студентов организован и проведен круглый стол "Студенческая инициатива-2006", в котором представлялась возможность обмена опытом со студентами разных вузов и факультетов.
На круглый стол вынесли два вопроса: 1. Стимулы и мотивы участия студенческой молодежи в студенческом самоуправлении. 2. Развитие студенческой науки в вузе.
В уютной и дружественной обстановке мы принялись за обсуждение, как же сделать нашу студенческую жизнь и учебу лучше. Все были заинтересованы обсуждаемой проблемой, ведь это касалось каждого.
Для обмена опытами со студентами других вузов информация о круглом столе была помещена в Интернете, разосланы электронные письма представителям студенческого самоуправления других вузов.
Наибольшую активность проявили студенты Ивановского государственного университета (ИвГУ). Ниже приведены результаты опроса.
В.: Что заставляет студентов участвовать в студенческом самоуправлении?
О.: 1) желание изменить ситуацию; 2) желание показать себя; 3) стремление почувствовать, что твои действия эффективны и к твоему мнению прислушиваются, 4) реакция на происходящее в вузе.
В.: Как вообще можно заставить студентов проявить инициативу?
О.: 1) пообещать свободу действий; 3) наградить; 3) гарантировать безнаказанность за смелые предложения.
В.: Что студенты хотят получить за свои труды?
О.: 1) увидеть результат; 2) возможность дальнейшего развития; 3) награду (гранты, материальные поощрения).
В.: Как и чем можно поддержать науку?
О.: 1) проектами, где участвовали бы корифеи науки и молодые специалисты; 3) программами, поддерживающими начинания молодых ученых; 4) грантами.
На круглом столе мы резюмировали все высказывания и вот что получилось в итоге. Для участия студентов в студенческом самоуправлении нужны: хорошо налаженная информационная система; обратная связь; информативность о деятельности органов студенческого самоуправления, извещение преподавателей и студентов о проводимых мероприятиях. Стимулом к деятельности, в большинстве случаев, служит простое желание увидеть свои результаты. В качестве мотивации выступают следующие факторы, на которые следует опираться при разработке планов работы органов студенческого самоуправления: возможность применить свои силы, способности, проявить себя, проследить результаты своего труда, ощущение себя нужным человеком, занимающим немаловажное место в университете, осознание того, что мнение студента имеет вес, что главное - не смешаться с серой массой.
Чтобы заинтересовать в науке студента, нужно показать ему несколько отраслей. Например, экономисту интересна банковская сфера - это несомненно, но возникает вопрос, а что сейчас творится в физике, химии, генетике? Экономистам это не менее интересно. Смысл в том, чтобы проводить публичные лекции по различным предметам и дисциплинам с различными преподавателями различных факультетов, так называемые обзорные публичные лекции. Энтузиазм преподавателей должен передаваться студентам. Всем известно, что студент, придя в университет, может воспринимать предмет, науку и идею только через преподавателя. Преподаватели - это проводники студентов в мир науки. Студенты на данный момент слабо чувствуют взаимосвязь: "студент - преподаватель - наука". Для развития науки в университете необходимо проводить всевозможные научные мероприятия (олимпиады, совместные междисциплинарные и межвузовские конференции), развивать межвузовские связи.
В качестве заключения был высказан тезис, что всем студентам небезразлично будущее факультета и университета, в честь этого будущего и нужно трудиться. А будущее - это мы, и мы должны двигать науку, управлять событиями и изменять мир!
Е.Мелентьева, Е.Акимова