Одной из актуальных проблем современной молодежи является невостребованность на рынке труда. В социально-экономической ситуации, которая сложилась в России, выпускники вузов должны обладать не только узкоспециальными знаниями, но и максимально широкими квалификационными возможностями. Добиться этого позволит система дополнительного образования, в частности, обучение по программам дополнительного профессионального образования, успешное освоение которых даст возможность получить диплом о дополнительном (к высшему) образовании. Система предусматривает параллельное обучение по основной специальности и по программе дополнительного профессионального образования. В этом случае составляется индивидуальный учебный план, который позволит студенту выбирать сроки изучения дисциплин и время прохождения практики.
В Марийском государственном университете реализуется несколько программ дополнительного профессионального образования. Две из них - кафедрой педагогики: "Работник сферы государственной молодежной политики" и "Преподаватель".
Реализация программы дополнительного образования "Работник сферы государственной молодежной политики" началась в 2005-06 учебном году, в ней участвуют студенты ФКИ, ЭКФ, БХФ. Но возможность получить дополнительную квалификацию есть и у студентов других факультетов.
Цель программы "Работник сферы государственной молодежной политики" - подготовка специалистов к управлению молодежными сообществами, к организации работы учреждений, реализующих государственную молодежную политику. Студенты, получающие дополнительную квалификацию, приобретут необходимые знания для работы в общественных и молодежных организациях, этнокультурных центрах, учреждениях базового и дополнительного образования, социальных службах; научатся выступать перед аудиторией, в СМИ, вести переговоры, групповую дискуссию, организовывать мероприятия с участием детей, подростков и молодежи, владеть средствами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в коллективе. В рамках программы дополнительного профессионального образования предусмотрено три этапа: теоретическая подготовка, педагогическая и производственная практика, итоговая аттестация. Теоретическая подготовка включает в себя изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин: социология молодежи, государственная молодежная политика, планирование досуговой деятельности, функциональные обязанности организатора, информационные технологии в управлении и др. Педагогическая и производственная практики пройдут в летних лагерях, детских и молодежных общественных организациях.
Дополнительная квалификация "Преподаватель" лицензирована в 2006 году, и работа по этой программе начнется со следующего учебного года (2006-2007). Получить дополнительную квалификацию "Преподаватель" смогут студенты специальностей "Биоэкология", "Биология", "Химия", "Экономическая теория", "Физика". Последние годы в университете не выпускались специалисты этих специальностей с квалификацией "Преподаватель". Реализация программы дополнительного профессионального образования позволит выпускникам конкурировать на рынке труда с выпускниками педагогических вузов.
Сферами профессиональной деятельности студентов, получающих дополнительную квалификацию "Преподаватель", могут быть учреждения системы образования различных форм собственности: школы, лицеи, гимназии, колледжи, другие учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами подготовки и переподготовки кадров.
В процессе обучения студенты познакомятся с сущностью процессов обучения и воспитания, их психологическими основами; воспитательными и образовательными системами прошлого и настоящего; путями совершенствования педагогического мастерства учителя и способами самосовершенствования; содержанием и структурой учебных планов, программ и учебников; овладеют новыми технологиями обучения. В ходе педагогической практики студенты смогут на практике применить полученные знания. В программе предусмотрены также государственные квалификационные экзамены и защита выпускной квалификационной работы.
Освоение программ дополнительной квалификации "Работник сферы государственной молодежной политики" и "Преподаватель" расширяет возможности студентов в выборе своего жизненного пути, обеспечивает реализацию их интеллектуального и творческого потенциала.
Н.Бастракова,
методист кафедры педагогики